29 февраля 2000 года впервые поднялся в небо уникальный опытно-экспериментальный самолёт МФИ, известный как "изделие 1.44" – первый в стране многофункциональный истребитель пятого поколения, разработанный и построенный в ОКБ Микояна в рамках программы создания истребителя 90-х годов. Однако локомотивом развития всего отечественного авиастроения самолёт 1.44 не стал. Судьба его сложилась драматически, и лишь через много лет после закрытия проекта любители авиации смогли увидеть единственный лётный образец МФИ на статической стоянке МАКС и в экспозиции исторических самолётов на авиасалоне в Жуковском.
На статике МАКС 2015
Работы по созданию в СССР перспективного многофункционального истребителя пятого поколения стартовали в начале 1980-х годов. Предполагалось, что самолёт поступит на вооружение в 1990‑е годы, обеспечив новые возможности отечественной истребительной авиации. Практически параллельно в США разворачивались работы над проектом создания перспективного тактического истребителя ATF (Advanced Tactical Fighter).
Целевая комплексная программа была утверждена Постановлением правительства в 1981 году, требования к истребителю следующего поколения были выработаны ВВС в конце 1980-х годов. В основу концептуального облика самолёта, сформулированного в тесном взаимодействии ведущих авиационных НИИ с Министерством обороны и структурами ВВС, была положена формула "трёх С" – сверхзвуковая крейсерская скорость, сверхманёвренность, скрытность. Кроме того, машина должна была отличаться новой архитектурой бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) при высокой степени интеграции всех его систем и иметь улучшенные взлётно-посадочные характеристики.
Реализация достаточно противоречивых требований Технического задания (ТЗ) потребовала большого объёма научных исследований. Аэродинамическая концепция будущего истребителя прорабатывалась в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), который в 1981 году выдал рекомендации для достижения необходимых характеристик. Было предложено строить самолёт по схеме "утка" со статически неустойчивой задней центровкой, использовать треугольное крыло большой площади со стреловидностью по передней кромке 40-45 градусов, отклоняемый вектор тяги двигателей, подфюзеляжный регулируемый воздухозаборник, а также внутреннее или конформное размещение вооружения. На основании ТЗ и выданных ЦАГИ рекомендаций в ОКБ Микояна началась разработка нового истребителя. В 1983 году была утверждена "Комплексная целевая программа" работ по самолёту, силовой установке, БРЭО и вооружению, а также тактико-техническое задание. Эскизный проект был представлен руководству ВВС и получил одобрение, первые рабочие чертежи микояновцы выпустили уже в 1986 году. Однако первоначальная версия самолёта постоянно дорабатывалась – продолжающиеся исследования вносили всё новые и новые изменения в конструкцию. В 1987 году состоялась защита аванпроекта, а в 1991 году – эскизного проекта и макета самолёта, получившего индекс МФИ – многофункциональный фронтовой истребитель, на базе которого планировалась впоследствии разработка вариантов самолёта-разведчика, истребителя палубного базирования и других модификаций. Машина получила шифр 1.42, а позднее, после целого ряда доработок, эта версия стала известна как МиГ 1.44, и представляла собой опытно-экспериментальный прототип истребителя пятого поколения.
Работы над созданием первого опытного экземпляра начались в 1989 году. К 1994 году проект претерпел уже шесть редакций, четыре из которых были опробованы на летающих моделях. Однако при постройке опытной машины возникли не только обычные в новом деле конструкторские или технологические проблемы, но и проблемы совершенного иного характера. К концу 1991 года с распадом СССР советский ВПК вместе со всей экономикой страны вошел в крутое пике жесточайшего кризиса, который фактически привёл к свёртыванию финансирования программы. Для МФИ это имело катастрофические последствия: самолёт, уже построенный и переданный в 1994 году для испытаний на аэродром, на несколько лет был поставлен в ангар. Работы продолжались на собственные средства ОКБ, однако темп был потерян, и показ самолёта постоянно откладывался. Запланированная на МАКС-1995 премьера была отменена буквально за несколько часов до открытия салона, что было объяснено требованиями военных. Демонстрация опытного МиГ 1.44 ожидалась и на МАКС-97, однако по разным причинам вновь не состоялась. Время работало против создателей нового самолёта – программа МФИ явно пробуксовывала, всё больше и больше отставая от аналогичных американских разработок, и вскоре отрыв составлял уже 8-10 лет. Определённую роль в судьбе самолёта сыграло и появление "соперника": 25 сентября 1997 года ОКБ Сухого подняло в воздух свой прототип истребителя С-37 "Беркут" с обратной стреловидностью крыла, к тому моменту МиГ 1.44 так и не взлетел. Тем временем в США завершились конкурсные лётные испытания прототипов ATE, шедшие с 1990 года. Победителем стал самолёт F-22 Raptor фирмы Lockheed, вопрос о его принятии на вооружение был решён, и в сентябре 1997 года начались полёты истребителей опытной серии.
Подготовка МФИ к лётным испытаниям была возобновлена лишь в 1999 году. 29 февраля 2000 года самолёт впервые поднялся в воздух с аэродрома Лётно-исследовательского института (ЛИИ) им. М.М. Громова. Пилотировал машину заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Владимир Горбунов. Полёт продолжался 18 минут и прошёл в полном соответствии с заданием: самолёт набрал высоту около 1000 м, пролетел два круга над аэродромом на скорости 500-600 км/час, после чего выполнил посадку. Однако успешный первый полёт не смог изменить судьбу проекта. Второй полёт МиГ 1.44 состоялся 27 апреля 2000 года, и он оказался последним для некогда перспективной машины.
В апреле 2001 года требования ВВС к истребителю пятого поколения были вновь конкретизированы, и в мае 2001 года начались работы над программой, получившей название ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Точка в создании истребителя МиГ 1.44 была окончательно поставлена в 2002 году, когда вышло Постановление правительства о создании ПАК ФА, похоронившее обоих его предшественников – МиГ 1.44 и С-37 "Беркут". Опытно-экспериментальный МиГ 1.44 стал жертвой не только исторического момента, но и конкурентной борьбы между двумя отечественными КБ, когда в итоге приоритет получил проект Т-50 ОКБ Сухого, впоследствии получивший название Су-57. Об истории создания истребителя пятого поколения и его появлении на авиасалоне МАКС читайте в статье "Первый полёт Т-50: рождение истребителя пятого поколения" (https://aviasalon.com/o-salone/novosti/62/)
Единственный построенный лётный экземпляр 1.44 долгие годы находился на хранении на аэродроме ЛИИ. Помимо него на момент закрытия проекта на заводе "Сокол" находились еще четыре самолёта в различной степени готовности. Закрытие проекта МФИ стало ударом не только для ОКБ Микояна, но и в целом для военной авиации и государства – и в силу финансовых потерь, и в силу последовавшего почти 15-летнего отставания в оснащении ВВС России истребителем пятого поколения.
После многолетнего забвения МиГ 1.44 был впервые открыто выставлен для широкого обозрения на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015, что вновь вызвало интерес знатоков и любителей авиации к истории его создания. Позже самолёт демонстрировался на ставшей уже традиционной для авиасалонов МАКС экспозиции исторических самолётов.
Историческая фотография из открытых источников сети Интернет