04 апреля 1914 года состоялась первая в Российской империи демонстрация комплекса фигур высшего пилотажа в исполнении выдающегося российского лётчика Адама Габер-Влынского – одного из блестящей плеяды первых авиаторов, с бесстрашием и упорством покорявших небо. Сегодня мы наблюдаем на авиасалонах МАКС лётную программу, в которой демонстрируются сложнейшие фигуры высшего пилотажа, многие из которых впервые были выполнены ещё в начале прошлого века на первых аэропланах великими лётчиками прошлого.
Фотография Минобороны России. А. Габер-Влынский рядом с самолетом «Дукса».
Впервые возможность выполнения фигур высшего пилотажа была предсказана и обоснована выдающимся русским учёным Николаем Егоровичем Жуковским задолго до появления первых аэропланов. Однако на заре развития авиации управление летательными аппаратами осуществлялось обычно без резкого маневрирования. И только после того, как впервые в 1913 году Петр Нестеров (едва не получив 30 суток ареста за дисциплинарный проступок, расценённый как "воздушное хулиганство"), а вслед за ним и француз Адольф Пегу выполнили "мёртвую петлю", пионеры от авиации всего мира принялись бесстрашно повторять фигуры высшего пилотажа.
Одним из сильнейших воздушных акробатов стал выдающийся лётчик Адам Габер-Влынский. Родившись в бедной польской семье во Львове в 1883 году, он рано покинул родительский дом и в поисках удачи отправился в Санкт-Петербург. Там он увлёкся велогонками: 1895-1905 годы были временем огромной популярности велосипедного спорта, и многие лётчики тех лет пришли в авиацию именно из велосипедных гонок. Однако его попытки стать велогонщиком особого успеха не имели. Спортивные и финансовые неудачи вынудили его устроиться переписчиком в велосипедный магазин. Накопив необходимую сумму, он, как и многие лётчики того времени, поехал во Францию для того, чтобы учиться у Блерио и Фармана. В Россию А. Габер-Влынский вернулся летом 1910 года, имея собственный аэроплан Farman-IV, и сразу принял самое деятельное участие в показательных полётах во многих городах России, авиационных гонках, испытаниях аэропланов русских конструкторов. Его известность быстро росла. С конца 1911 года он работал лётчиком-испытателем на московском заводе "Дукс" и первым лётчиком-инструктором в Московской школе авиации на Ходынке. Он установил целый ряд рекордов на самолётах завода, его считали лучшим в тот период российским лётчиком, а сами его рекорды стали отличной рекламой продукции "Дукса".
В 1914 году А. Габер-Влынский получил приглашение главы авиационной фирмы Леона Морана во Францию, где его за счёт фирмы обучили выполнению "мёртвой петли", полётам "вниз головой" и пр. Он быстро овладел новым опасным ремеслом. Французская публика дает ему прозвище "русский дьявол". Вернувшись в Россию, 04 апреля 1914 года на Ходынском поле А. Габер-Влынский впервые в нашей стране продемонстрировал сложнейший комплекс фигур высшего пилотажа, которому его обучали во Франции. Специально оборудованный Morane-Saulnier в утреннем небе виртуозно исполнил "мёртвые петли", виражи с креном до 90 градусов, "скольжение на крыло" и "падение на хвост" – аналог современного "колокола". 10 апреля 1914 года он повторил показательный полёт, а 14 апреля рискнул ещё больше, выполнив "в два приёма пятнадцать мёртвых петель", что стало Всероссийским рекордом. Выступление А. Габер-Влынского вызвало настоящую сенсацию. Московский аэродром не помнил такого скопления народа – в тот день на Ходынке собралось до 200 000 человек. Когда А. Габер-Влынский поднялся в воздух, все замерли. Аппарат вставал на дыбы, опрокидывался на спину колёсами вверх, камнем падал к земле, снова выпрямлялся и шёл по кругу, и так несколько раз подряд, кувыркаясь в воздухе, словно птица. Энтузиазму публики, устроившей ему шумную овацию, не было предела.
Вскоре А. Габер-Влынский отправился в Санкт-Петербург, где принял участие в полётах 21-22 апреля 1914 года, предварявших IV Всероссийскую авиационную неделю. Его выступление собрало многотысячную толпу, заполнившую трибуны ипподрома, скопившуюся на Семёновском плацу и на тротуарах близлежащих улиц, заполнившую окна и крыши близлежащих к ипподрому домов. Под шумную овацию публики А. Габер-Влынский совершил два показательных полёта, а восхищенные зрители присвоили ему прозвища "человек-птица" и "король воздуха".
Первая мировая война прервала набиравшую обороты спортивную карьеру А. Габер-Влынского. Оставаясь подданным Австро-Венгрии, он не мог участвовать в боевых действиях и продолжил лётную работу на Ходынке, сдавая самолёты и обучая лётчиков. В 1917 году все без исключения серийные самолёты "Дукса" обкатывали А. Габер-Влынский и второй шеф-пилот завода Борис Россинский. Всего в период с 1911 по 1917 годы А. Габер-Влынский облетал более тысячи самолётов "Дукса", сдав военному ведомству 483 аэроплана.
После революции 1917 года он уехал в Польшу, где работал в Люблине заводским лётчиком-испытателем и инструктором в Высшей школе пилотов, подготовив около 300 польских лётчиков. Погиб 21 июня 1921 года в Люблине, разбившись при испытании первого экземпляра лицензионного итальянского истребителя Ansaldo А1 Balilla.
Легенды и предания о его полётах сохранялись среди лётчиков ещё долгие годы после его смерти, несмотря на официальное замалчивание его имени из-за эмиграции. О его профессиональном авторитете сказал один из первых Героев СССР Анатолий Васильевич Ляпидевский, который после спасения челюскинцев в 1934 году написал такие слова о своих встречах с другими пилотами: "Старых лётчиков… всё равно ничем не удивишь. Габер-Влынским в их глазах не станешь".
История высшего пилотажа насчитывает более 100 лет, но и сегодня феноменальное мастерство, которое демонстрируют пилотажные группы на авиашоу и авиасалонах мира, поражает воображение и вдохновляет нас почти так же, как поражали людей показательные полёты бесстрашных пионеров авиации, каким был А. Габер-Влынский. Авиасалон МАКС выделяется в ряду ведущих авиационных форумов мира своей беспрецедентной лётной программой, которая привлекает сотни тысяч любителей и энтузиастов авиации на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском. Практически все сложнейшие фигуры высшего пилотажа выполняются в выступлениях таких знаменитых пилотажных групп как "Русские Витязи", "Стрижи", "Русь", "Первый полёт" и других, давно завсегдатаями авиасалона МАКС. Как и в начале прошлого века, многие из фигур высшего пилотажа и сегодня выполняются на предельно низких высотах, однако на неизмеримо больших скоростях полёта, что делает это зрелище ещё более потрясающим. Те, кто хотя бы раз видел на МАКС выступления пилотажных групп на современных боевых машинах, никогда на смогут забыть это поистине фантастическое зрелище. По сравнению с полётами русских летчиков начала прошлого века, сегодня акценты сместились: задачей таких показов становится не только демонстрация лётного мастерства, но и показ уникальных сверхманевренных возможностей современных боевых машин. Короткий разбег, "мёртвая петля", крутой разворот по дуге, "бочка", "колокол", "плоский штопор" – все эти манёвры и фигуры пилотажа демонстрируют такие лётные качества как возможный взлёт с короткой ВПП, тяговооруженность, сверхманёвренность и управляемость на всех режимах полёта. Беспрецедентное мастерство современных пилотов – лучшее продолжение традиций русской школы высшего пилотажа, одним из ярких представителей которой являлся Адам Габер-Влынский.
Фотография Минобороны России. Авиатор А.В. Габер-Влынский.